37.42.00.00 Редуктор червячный, i=30
Редукторы предназначены для уменьшения угловой скорости (соответственно увеличения крутящего момента) при передаче мощности от двигателя к рабочей машине. Червячный редуктор относится к категории зубчато-винтовых передач, у которых геометрические оси ведущего и ведомого валов перекрещиваются.
Червячная передача изображенного на чертеже редуктора состоит из однозаходного червяка 4 с трапецеидальной резьбой и червячного колеса 5. Ведущим элементом данного редуктора является червяк 4. Передаточное число червячной передачи
i = z2/z1 = 30/1 = 30,
где z2 — число зубьев червячного колеса;
z1 — число заходов червяка.
Червячная передача смонтирована в корпусе 1, который крепят к раме передачи четырьмя болтами М12. Червяк вращается в двух конических роликовых подшипниках 24. Зазор в подшипниках регулируют стальными прокладками 2 разной толщины. Удаляя часть прокладок, можно сблизить наружные кольца подшипников 24 и уменьшить в них зазор.
Для уменьшения трения в червячном зацеплении в корпус 1 редуктора заливается масло. Уровень масла не должен быть выше указанного на чертеже, так как излишек масла будет затруднять работу как подшипников, так и сальникового уплотнения. Для контроля уровня масла в корпусе установлен круглый (фонарный) маслоукаэвтвль 14 с нанесенной на нем риской.
Червячное колесо вращается в двух радиальных шариковых подшипниках 25. Положения этих подшипников на вале 11 регулируют тонкими стальными прокладками 9 различной толщины. Червячное зацепление регулируют также прокладками. Сначала регулируют положение подшипников, а затем червячное зацепление. Одновременно с перестановкой или удалением прокладок 9 иногда подшлифовывают промежуточное кольцо 12. При регулировании червячного зацепления добиваются совпадения оси червяка 4 с осью симметрии червячного колеса 6.
Для уменьшения расхода бронзы червячное колесо выполнено составным: ступица 7 сделана из чугуна, а венец — из бронзы. Венец напрессован на ступицу и от проворачивания законтрен двумя винтами 20.