79.14.00.00 Масляный насос двигателя автомобиля
Насос шестеренного типа предназначен для подачи масла под давлением к трущимся частям двигателя. В корпусе 1 насоса расположены две шестерни — ведущая 5 и ведомая б. Шестерни выполнены косозубыми для создания плавной и бесшумной работы.
На рис. 1 показана схема работы насоса.
Масло из заборника, размещенного в картере двигателя, попадает к насосу. Через отверстие Л в крышке 2 (см. черт.) масло поступает к шестерням в полость впуска ПВ, которая располагается по обе стороны зубьев шестерни: у трапециевидного отверстия в крышке 2 и в самом корпусе. При работе двигателя шестерни вращаются в направлении, показанном большими стрелками (см. рис. 1). Масло, поступившее в полость впуска, заполняет впадины между зубьями. Шестерни переносят находящееся во впадинах зубьев масло вдоль стенок корпуса в полость нагнетания ПН, и через выходное отверстие в корпусе масло поступает в магистраль.
В корпусе 1 насоса (см. черт.) установлен редукционный клапан 3 плунжерного типа. При повышении давления масла в магистрали выше нормального клапан 3, сжимая пружину 10, перемещается вправо (см. изображение К—К), и масло будет перепускаться из полости нагнетания в полость впуска, разгружая масляную магистраль от повышенного давления. Редукционный клапан 3 имеет слева направляющий поршень, в котором просверлено отверстие для свободного перетекания масла при передвижении клапана.
Эвольвентные шлицы, выполненные на валике 4, предназначены для соединения валика 4 с приводом ведущей шестерни. Ведущая шестерня 5 установлена на валике 4 на шпонке 14. Ведомая шестерня 6 свободно вращается на оси 7 в двух втулках 8, выполненных из биметаллической ленты.
Для уплотнения пробок 9 редукционного клапана применяют медноасбестовые прокладки 11.